3 июня 1942 года — Битва за Мидуэй.

Сражение у атолла Мидуэй (англ. Battle of Midway) — морское сражение на Тихом океане, состоявшееся 3 июня 1942 года, спустя примерно полгода после начала войны Японии и США и спустя месяц после сражения в Коралловом море. Военно-морские силы США одержали верх над объединённым флотом Японии, атаковавшим атолл Мидуэй (расположенный в северо-западной части Гавайских островов), обозначив тем самым поворотную точку в войне на Тихом океане. Объединённый флот Японии, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 250 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации. На рассвете 3 июня с авианосцев Рюдзе и «Дзунье» поднялись самолеты для нанесения удара по базе Датч-Харбор. Им пришлось действовать в сплошном тумаае, и только 17 самолетов с Рюдзе прорвались к базе, правда, причинив ей значительные разрушения.  В 9 ч 3 июня в 600 милях к западу от Мидуэя американский самолет-разведчик

обнаружил японские транспорты. В полдень с аэродрома Мидуэя их атаковали девять бомбардировщиков, а вечером — летающие лодки, вооруженные торпедами. Однако обе атаки успеха не принесли. Лишь один транспорт получил повреждения. На рассвете 4 июня самолёты японского авианосного соединения нанесли бомбовые удары по базе на Мидуэе и серьезно повредили её. Подряд 8 атак американских самолётов наземного базирования на японские корабли были отбиты. Потери японцев составили 4 тяжёлых авианосца, 1 тяжёлый крейсер, 250 самолётов и около 2500 человек, в числе которых оказались самые опытные пилоты японской палубной авиации. Американцы потеряли 1 тяжёлый авианосец, 1 эсминец, 150 самолётов, 307 человек. Япония навсегда потеряла инициативу в этой войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям. Мидуэй показал, что авианосец стал главным кораблем на Тихом океане. Потеряв 4 тяжёлых авианосца, главнокомандующий объединённым флотом Японии адмирал Ямамото был вынужден отступить, хотя в его распоряжении все еще оставалось около 100 кораблей, в том числе 11 линкоров. В данном сражении, как и в ходе боев в Коралловом море, основной ударной силой являлась палубная авиация, которая у американцев взаимодействовала с самолетами берегового базирования. Широкое использование авиации предопределило коренные изменения в тактике морского боя. Помимо резкого увеличения дистанции боя, изменилась роль классов кораблей — авианосцы приобрели главенствующее значение. Линейные корабли, на которые японцы возлагали большие надежды, практически оказались лишь обузой, отвлекая авиацию для своего прикрытия.
Серьезное поражение японского флота явилось свидетельством определенного роста военного искусства и мощи ВМС США. В этом сражении, как и в Коралловом море, подтвердилась эффективность действий по срыву морских десантных операций противника еще задолго до подхода его группировок к районам высадки. Тем ве менее в действиях американского флота, несмотря на своевременное раскрытие радиоразведкой замысла японского командования, имелись серьезные тактические ошибки. Из них главной является отсутствие четкого управления силами в бою, а иногда полная потеря такого управления, за что они и поплатились утратой авианосца Йорктаун. Тактическая разведка в ходе боя велась несистематически, что приводило к потере контакта с противником и вынуждало ударные группы тратить время и горючее на бесплодные поиски. Малые группы самолетов без истребителей прикрытия, удары, следовавшие с большими интервалами, увеличивали потери авиации и уменьшали эффективность атак. Не предпринималось попыток организовать взаимодействие торпедоносной, бомбардировочной и истребительной авиации, что привело к потере всех американских торпедоносцев. Грубым просчетом явился и отказ от преследования японцев в ночь на 5 июня. Превосходство японцев на один тяжелый авианосец перекрывалось многочисленной береговой авиацией американцев. К тому же бой протекал в операционной зоне базы последних, но главное — это то, что американцы упредили японцев, зная их планы и силы. Недаром известный американский историк Морисон именует сражение у Мидуэя «победой разведывательной службы». Действия японцев в операции развертывались под влиянием недооценки противника, а в условиях плохой разведки это привело к роковым последствиям. Большими погрешностями страдал и сам план операции. Его составители придерживались устаревших взглядов на линейные корабли как на главные силы флота в морском сражении. Вместо того чтобы использовать их для прикрытия и поддержки авианосцев, оаа рассчитывали использовать авианосцы для прикрытия линейных кораблей. Серьезной ошибкой явилось распыление палубной авиации и рассредоточение кораблей и самолетов в целом. Японцы пожертвовали преимуществами концентрации сил ради сомнительных преимуществ отвлекающей диверсии в Датч-Харбор и высадки тактических десантов на о-ва Кыска и Атту. Малое число кораблей непосредственного охранения у авианосцев приводило в недостаточно эффективному заградительному зенитному огню и резко увеличивало боевое напряжение палубных истребителей. И американские, и японские подводные лодки действовали в операции неэффективно. В немалой степени это определялось отсутствием у японцев и недостаточностью у американцев радиолокационных средств на подводных лодках, неумением опознавать корабли, плохим оповещением подводных лодок о местонахождении кораблей противника и другими обстоятельствами. Значение сражения за Мидуэй состоит в том, что впервые американский флот добился, хотя и дорогой ценой, существенной победы и для него создалось более благоприятное соотношение сил на театре.

Опубликовано в Без рубрики, Интересно, История монет, Монеты стран мира, Новости о монетах, Разное о монетах
↓