В память о важном историческом событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2005 года «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов. После прорыва блокады города Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков – «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне- НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».
Сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года. Несколько месяцев мужественным балтийским минерам пришлось «прорубать»во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.